Программа школьного эксперимента
"Формирование экологической культуры младших школьников посредством создания и организации работы экологической тропы."


  1. Обоснование темы.
  2. В наше время особое значение приобретает изучение экологических проблем. Реальными проблемами цивилизации стали – сохранение здоровья людей, обеспечение их продуктами питания, энергией, охрана природной среды от загрязнения и разрушения, сбережение генетического разнообразия биосферы. Проанализировав результаты анкетирования, мы пришли к выводу, что у выпускников нашей школы преобладают потребительский подход к природе: низок уровень восприятия экологических проблем как лично значимых; поверхностны знания об объектах охраны – экосистемах разного уровня и степени организации; слабо развита потребность практического участия в реальной природоохранительной работе. Младший школьный возраст мы рассматриваем как период накопления знаний об окружающем мире на основе эмоционального восприятия природы, поэтому очень важно начать формирование экологической культуры учащихся на более раннем этапе – в начальной школе.

  3. Формулирование темы.
  4. Формирование экологической культуры младших школьников посредством создания и организации работы экологической тропы.

  5. Объект исследования-
  6. коллектив учащихся 3 – 4 классов.

  7. Предмет исследования-
  8. Оценка состояния экологической среды в микрорайоне школы.

  9. Формулировка цели эксперимента:
  10. Определение задач эксперимента:
  11. Гипотеза эксперимента
  12. Разработка и выбор конкретных методик и методов эксперимента:
  13. Сроки эксперимента
  14. Сентябрь 2005 - сентябрь2006.

  15. Этапы эксперимента:
  16. Резервное время.
  17. Август 2006г.

  18. База эксперимента.
  19. Экспериментальная группа – 15 уч-ся 3 – 4 класса Контрольная группа - 15 уч-ся 5 – 6 класса

  20. Критерии оценки ожидаемых результатов эксперимента:
  21. Прогнозирование при подготовке эксперимента.
  22. В результате эксперимента мы ожидаем:

"Экологическая тропа"

схема маршрута

Описание маршрута.

1. Памятник погибшим воинам.

памятник Погибшим воинам Более 60 лет прошло с тех пор, как отгремели последние залпы войны. Опять зазеленели леса, зацвели сады, как тогда, в 45 – м. Заровняли траншеи и следы их заросли травой. Залечили раны войны. Но никогда не померкнет слава нашего народа, одержавшего великую победу над врагом. Он свято чтит память тех, кто отдал жизнь в борьбе с фашизмом.
В 1967 г.в канун праздника Дня Победы правление колхоза «Красный Октябрь» решило перезахоронить останки бойцов и открыть памятник советским воинам в с.Маломихайловка. 7 мая 1968 г.заведующий клубом Мощенко И.К., колхозники Багнюков И.Ф., Гончаров Н.Д. были посланы в лес, чтобы отрыть ряд могил, достать останки погибших воинов, положить их в гроб и доставить в Маломихайловский клуб. 9 мая с 10 часов утра был открыт доступ к гробу. В зале тихо, кругом гроба венки и живые цветы.у гроба в почетном карауле застыли пионеры. В клуб собрались сотни жителей. Женщины покрыты черными платками, многие матери рыдают.
Три часа дня. К столу подходят секретари райкома партии Романцов А.В, Снопченко А.М., председатель колхоза Трясоруков А.В. и председатель сельского совета Мартынов А.В. они берут гроб и под звуки траурных мелодий духового оркестра направляются к месту перезахоронения и открытия памятника. Торжественный траурный митинг открыл председатель с/с Мартынов А.В. С краткой речью о подвигах советского народа в годы войны выступил председатель колхоза Трясоруков. На митинге выступил бывший зам. командира по технической части 27 гвардейской танковой бригады полковник запаса губкин Михаил Дмитриевич. А.М. Снопченко свое выступление начал словами из стихотворения Исаковского:

Куда б ни шел, не ехал ты,
Но здесь остановись.
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись…

Затем выступили представитель райвоенкомата майор Кичкин Владимир Иванович и секретарь бригадной парторганизации Рябоштанов Ф.А. После захоронения и возложения надгробной плиты сняли белое покрывало со скульптуры воина с опущенным знаменем. Скульптура была закуплена Гончаровым Петром Сергеевичем за 500 рублей в г. Харькове за счет колхоза.
В заключении торжественного митинга громко зазвучали над могилой воинов слова клятвы на верность своей Родине учащихся школы. Собравшиеся под траурные звуки оркестра длинным потоком прошли по аллее и возложили венки и живые цветы на могилу и к подножию памятника. С тех пор это место свято для каждого жителя нашего села и находится под нашим шефством.

2. Плакучая берёза.

берёза

Похожи на русских солдаток
Березы военной поры...
Бежали зимою и летом,
В снегу утопая по грудь
Зимою бежали и летом.
И был нескончаем их путь.
Березы, березы России,
Вы все вместе с нами прошли.
И нету конца вашей силе,
Идущей от русской земли.
А. Дементьев. Березы России

Любимое народное дерево береза или березка Почему говорят «русская березка»? Береза широко распространена во всем северном полушарии. Но только в северной и средней полосе России (еще в Белоруссии) береза растет сплошными рощами, мы называем их берёзником или березняком. Поэтому и называют березу русским деревом. Многочисленные упоминания о березе подтверждают ее широкое распространение, ее популярность и любовь к ней народа. Российские просторы пестрят названиями сел и рек — Березняки в Пермской, Орловской, Курской областях, Березовые горы по Уральскому хребту. Уже в летописи упоминается место Береза: «Пришедшу великому князю Дмитрию Ивановичу на место, нарицаемое Березу» (1381). Широко распространены русские фамилии, производные от слова береза — Березкин, Березин, Березовой, Березовский. Внутренний образ слова «береза», чаще «белоствольная береза» предполагает связь с понятием «белый», «светлый», «ясный».

Береза в жизни человека


Береза занимала значительное место в жизни русского чело¬века: «Первое дело — мир освещает (лучина), другое дело — разбитому связь (береста, берестяное письмо, т.е. связь с отсутствующим человеком), третье дело — больных исцеляет, некопаный колодец (березовый сок), четвертое дело — чистоту соблюдает (веник)». Береза согревала избу, дом (березовые дрова — поленце), освещала (лучина), мыла (веничек, с которым ходили в баню), Береза лечила, сок ценился и как лакомство, и как целебное лекарство. Листья и кора березы выделяют особую ароматическую смолу, воздух в березовой роще здоровый, чистый. Из коры березы (бересты) делали кузовки для грибов и ягод, туесы для сметаны и творога. На бересте писали письма и грамоты. Новгородцы говорили: «Я послал тебе бересту (письмо)».
В древности год начинался не елкой, а березой, название первого месяца года было «березовым»: бсрезозол — апрель (от береза и зол/зел — зеленый). В украинском языке сохранилось название березень, в чешском брезен, а в белорусском — соковник от «сок». В то время береза еше не зеленела, только-только начиналось движение сока. «Березовый» Новый год существовал до середины XIV века, когда начало Нового года было перенесено на сентябрь, на время сбора урожая. А праздник березки остался, им отмечали окончание весенних полевых работ. Шли в лес девушки и «завивали» березку, наряжали ее лентами, венками, водили хороводы, пели. Поэтому березу часто звали веселой березой — веселкой. Играла свою роль береза и в свадебных обрядах. Березовая ветка — знак согласия девушки выйти замуж, ветка сосны, ели или дуба означала отказ. Береза часто сажается на могилах, кладбищах : «плакучая березка».

Береза в живописи и музыке


Образ березы как символ Родины, России постоянно встречается в произведениях многих выдающихся художников: А.И. Куинджи «Березовая роща», И.И. Левитана «Березовая роща», «Золотая осень», И.Э. Грабаря «Февральская лазурь», «Березовая аллея», П.П. Кончаловского «Верхушки берез», П.Д. Корина «Русский пейзаж с березкой» из триптиха, посвященного Куликовской битве, СВ. Герасимова «Лед прошел», «Березы» и другие.
В музыке также часто возникает образ березы: в русских народных песнях, в русском романсе, песнях, написанных на стихи российских поэтов. Стихотворение А.К. Толстого «То было раннею весной» положено на музыку Н.А. Римским-Корсаковым и П.И. Чайковским, стихи С.А. Есенина о березах положены на музыку композитором Г. Свиридовым.

Береза в поэзии


Во все времена образ березы, ее чистота, свежесть, красота неразрывно связывались с образом девушки, невесты, женщины
Стихи, посвященные березе, мы найдем у А.С. Пушкина, А.А. Фета, С.А. Есенина, И.Л. Сельвинского, А.А. Прокофьева и у многих других поэтов. Березок своды темны
Прохладну сень дают...
А.С. Пушкин. Городок/p>

Скоро у кудрявой у березы
Распустятся клейкие листочки...
А.С. Пушкин. Еще дуют холодные ветры

Печальная береза
И прихотью мороза
Разубрана она.
А.А. Фет. Печальная береза

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
С.А. Есенин. Белая береза...

Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
Что шепчет тебе ветер?
О чем звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?
С.А. Есенин. Зелена прическа...

Береза моя
Белоствольная,
Дорожка к тебе
Беспокойная.
А.А. Прокофьев. Береза моя...

Березка, лебедь белая,
Рядком с тобой стою,
Тебе, моя несмелая,
Я песенку пою.
А.А. Прокофьев. Березка

3.Храм науки ( школа)

Вы, наверное, очень удивитесь, узнав, что« школа» по – гречески значит « досуг». Дело в том, что греки называли так не место для безделья, а свободные беседы ( на досуге) мудрецов – философов со своими учениками о разных науках. Вначале проводились только беседы, но позднее появились самые настоящие школы, где детям преподавали чтение, письмо, счет, гимнастику, музыку, поэзию, ораторское искусство.
До революции 1917 г. в с. Маломихайловка была церковно – приходская школа с тремя классами. Заведующим был поп Василий Брагин. Все классы занимались вместе. В школе преподавались 4 предмета: чтение, письмо, арифметика и закон божий. Дисциплина поддерживалась методом физического наказания: учеников били розгами, ставили на колени в угол, драли за уши. Школу посещали только дети из зажиточных Семей, поэтому в школе было до 30 детей.
С 1903 по 1908 год кроме попа в школе был еще учитель Колмаков Семен Петрович. С 1908 по 1913 год учителем работал Зайченко Тихон Петрович. После попа Василия Брагина Заведующим стал Антоний Ковалевский. Начало занятий в школе было с 1 октября, первое полугодие заканчивалось 23 декабря. С 23 декабря по 6 января были каникулы, потом второе полугодие до 20 апреля. Кроме летних и зимних каникул был еще 10 – дневный пасхальный отпуск. Школа зимой не отапливалась, в самые лютые холода занятия не проводились. Обучение было платным, поэтому крестьянские дети в школу не ходили.
После революции 1917 г. в с. Маломихайловка продолжала работу трехклассная школа. Кроме того были организованы курсы по ликвидации неграмотности для взрослого населения. Учителя и культармейцы (грамотная молодежь) обучали неграмотных мужчин и женщин. Первыми культармейцами были наши земляки Мощенко И.К., Помазанов Семен Ефимович и др.
В 1943 г. школа была реорганизована в семилетнюю. Директором семилетки работала Фаворова Анастасия Михайловна. В 1948 г. был первый послевоенный выпуск 7 класса. В классе было 18 учащихся, класс дружный, активный. Большинство учащихся имели «4» и «5» и пошли учиться в средние школы и техникумы. С сентября 1945 г. директором школы стал Субботин Иван Калинович. Он проработал на этом посту 53 года, до 1998г. Современное здание школы было построено в 1958 г. методом народной стройки. Все жители села после рабочего дня, в выходные и праздничные дни выходили на строительство школы. Работали бесплатно, каждый стремился помочь, чем мог.
Наша школа всегда была одной из лучших основных школ. Дети не только получали хорошие и прочные знания, но и были активными участниками общественной жизни села. В школе работали различные секции и кружки, где ребята получали дополнительное образование. В 60 – тые годы большой популярностью пользовался кружок художественной самодеятельности, где школьники и сельская молодежь не только учились петь, танцевать, осваивали художественное чтение, но и ставили спектакли и даже выезжали на гастроли в соседние села.Сейчас нам с вами важно не растерять те хорошие традиции, которые сложились в школе, приумножать и развивать их.

4. Дарвиновская площадка (опытный участок)

Опытный участок расположен на учебно – опытном участке Маломихайловской школы. Рельеф участка выровненный. Засоренность – средняя.Основные виды сорных растений:щерица обыкновенная, вьюнок полевой, осот полевой, Бодяк полевой. Почва – чернозем.

«Если каждый человек на куске земли своей сделал бы все, что он может,как прекрасна была бы земля наша.»
А.П.Чехов.

Хлеб и картофель, овощи и фрукты, молоко и мясо, яйца и другие продукты питания дает человеку сельское хозяйство. Оно таже поставляет сырье для промышленности (хлопок, лен, шерсть, кожу), из которых изготовляют одежду, обувь и многие другие вещи, необходимые человеку. На УОУ мы выращиваем с/х растения. Узнаем об особенностях цветочно – декоративных растений, овощных, полевых и плодовых культур, о том, какие условия нужно создать, чтобы вырастить красивые цветы или получить хороший урожай плодов и овощей. Здесь мы проводим опыты с цветочно – декоративными растениями, овощными, полевыми и плодовыми культурами. Для получения хорошего урожая необходимо соблюдать определенные агротехнические требования. А какие, об этом вам расскажут сами культуры и дадут полезные советы.

5. Царство Нептуна ( река).

река Нежеголь

Речка Нежеголь! Одна из сотен тысяч малых рек России. Не на каждой карте нанесена, на областной – тоненькая извилистая линия. Нежеголь берет начало у села Первая Стрелица Шебекинского района и является левым притоком другой крупной реки – Северского Донца. В нее впадают правые притоки – речки Корень и Короча близ города Шебекино. Сколько связано с рекою людских судеб, исторических событий, современных надежд и стремлений! Очень большое место занимает она в жизни людей. Посмотрите на крупномасштабную карту нашего района, и вы увидите реку, даже если она не нанесена. Увидите ее по вытянувшейся линии сел, которые почти переходят из одного в другое, составляют единую цепь. Среди этих сел можно найти и нашу Маломихайловку. Что их объединяет?
Почему они именно в этом порядке расположены? Случайно? Нет. Люди издавна селились по берегам рек потому, что река давала им воду и рыбу, они использовали ее для полива огородов. На реке строились мельницы. На пойменных лугах росли буйные травы, чего не скажешь в настоящее время. Люди в прошлом бережно относились к природе, понимая, что она дает им не только пищу, но и защищает от врагов. Наша река имеет большое историческое прошлое, ведь на берегах Нежеголи произошла встреча князя Игоря со своим братом Всеволодом перед походом на половцев. Берега нашей реки служили естественным надежным заслоном от врагов, образуя Белгородскую засечную черту. На ее берегах возник город – крепость Нежегольск.
Если посмотреть с высокого холма Бекарюковского бора, то можно увидеть у его подножия наше село, утопающее в зелени, а за ним огромные поля, засеянные пшеницей, ячменем, сахарной свеклой. А раньше эти поля были степными и назывались Диким полем. Это по этим степям гуляли татарские орды, стараясь прорваться к Московскому княжеству. И город Нежегольск возник как крепость, ставшая преградой на пути врага. Сигналом беды служили костры, которые жгли на высоких холмах. Как только загорался костер, немедленно в Москву отправлялся гонец, предупреждая о грозящей опасности.
Много воды утекло с той поры… С каждым годом хорошеет наше село. Люди стали жить богаче, меньше зависят они от реки. А вот она с годами не стала лучше. Не очень нужна она стала людям, и забыли они о своих истоках. И вот теперь наступило время нам позаботиться о реке и помочь ей, как когда – то она помогала нашим прадедам.
С каждым годом наша река становиться все мельче и мельче. Она зарастает травой и водорослями. А если ее еще будут загрязнять люди, то она и вовсе может умереть. Так будем же бережно относиться к реке.

6.Водная преграда (плотина).

 плотина

Водяные мастера
Строят дом без топора
Дом из хвороста и тины И плотину.

В природе плотины строят бобры. А на нашей реке ее построили люди, причем очень давно, лет тридцать назад. В 1946 г. здесь была просто земляная насыпь. А нужна она для поднятия уровня реки и строительства колхозной электростанции. Тут же была построена крупорушка, циркулярка, мельница. В 1970 г. построили современную плотину. Руководителем строительства был Князев Виктор Харлампович.
В работе принимали участие все жители села. Плотину сделали для перехода на огород, который размещался на правом берегу реки Нежеголь. Кроме овощей ( огурцы, помидоры, капуста), в огороде выращивали клубнику, виноград, был заложен большой сад.
Сейчас всем детям очень нравится купаться в этом месте, особенно под водопадом. Это не только интересно, но и полезно. Если подставить под водопад спину, то получишь великолепный массаж. А это, как известно, дает человеку бодрость, энергию, силу и здоровье.

Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане,
И в ванне,и в бане,
Всегда и везде
Вечная слава воде!

7. Уголок отдыха (лужайка лесная).

лесная лужайка

Мы с вами входим в лес и сразу видим надпись: « Береги лес!». Это не просто слова. Если задуматься, то очень многое из того что нас окружает, сделано именно из дерева. Это и посуда, и спички, бумага и мебель, двери и окна, и многое, многое другое.
А знаете ли вы, что самым высоким деревом, когда – либо измерявшимся, была дугласова пихта (Британская Колумбия, 1902 г.). Ее высота 126,5 м. Самое высокое растущее в настоящее время дерево – горный ясень в Стикс Велии (Тасмания). Его высота – 99 м. А самое большое количество листьев растет на большом дубе – 250 000штук, а на кипарисе – 45 – 50 миллионов лиственных чешуек. Самый большой обхват имел подстриженный европейский каштан, известный под названием «дерево 100 лошадей», который растет на горе Этна в Сицилии. В 1972 г. его обхват был 51 метр.
А теперь мы хотим познакомить вас с полевыми, луговыми, садовыми и лесными цветами. Они украшают нашу жизнь. Весной в лесу, в поле, на лугу появляются подснежники, ландыши, тюльпаны, ирисы. Мы приглашаем вас на праздник цветов.

[Назад]  

Хостинг от uCoz