Ативизация познавательной деятельности учащихся посредством решения простой задачи

( из опыта работы учителя начальных классов Мишневой Е.В.)

  1. Информация об опыте

Развитие воображения и творческих возможностей - главная задача начального образования. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Истинная цель обучения - это не только овладение определе6нными знаниями, умениями и навыками, но и развитие наблюдательности, сообразительности, воображения, воспитание творческой личности в целом.
Отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах школы, когда требуется решение нестандартных задач, интерпретация материалов первоисточников и т.п.
Основные же проблемы начальной школы фокусируются больше на познавательных процессах - внимании, восприятии, наблюдении, памяти, мышлении.
Существует тесная связь между знаниями и познавательным интересом.
С одной стороны, благодаря познавательному интересу ребенок лучше усваивает знания, с другой - познавательные интересы развиваются преимущественно на основе знаний. их объем должен увеличиваться не за счет допол¬нительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов, обработку содержания обучения. В решении этого вопроса большое значение отводится развитию интереса у младших школьников к учению, процессу познавания вообще. Именно в первые школьные годы у детей развивается познавательный интерес, познавательная активность, которые не возникают сами по себе. Ведущая роль в этом процессе принадлежит школе, учителю.
Психологические особенности детей младшего школьного возраста, их природная любознательность, отзывчивость на все окружающее, особая расположенность к усвоению нового, готовность принимать все, что создают благоприятные условия для развития у них познавательного интереса и активности. В педагогической практике познавательный интерес рассматривается, как внешний стимул, как средство активизации, позволяющие сделать процесс обучения привлекательным.
Не секрет что у большинства детей, поступающих в школу, есть большой интерес к ней. Спросите любого первоклассника: хочет ли он учиться, и как он будет учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен только пятерки. Родители, отправляя ребенка в школу, тоже желают ему хорошей учебы и отличных оценок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе - важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив не долго сохраняет свою силу. К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное желание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Если мы хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Ина че говоря, цель в том чтобы ребенок учился именно тому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.
На протяжении многих лет, работая в сельской малокомплектной школе, столкнулась с рядом проблем. Одна из них - нежелание учиться. У детей, которые обучались в классах - комплектах, пропадал интерес к обучению. поисках новых форм и методов преподавания я ознакомилась с системой развивающего обучение, главной целью которого является раскрытие творческих способностей детей в обстановке доброжелательности и взаимопонимания.
Главная цель моей работы с детьми - научить мыслить, выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать советы сверстников, работать самостоятельно.
Свою работу строю на изучении передовых развивающих технологий, использую метолы и приемы Л.В. Заикова. Над этой темой я работаю на протяжении четырех лет. Те методы и приемы, с помощью которых интерес детей к обучению возрастает можно использовать, как в начальной школе, так и в среднем звене.

  • Технология опыта
  • Поддерживать интерес ребенка к учебе, активизировать его познава¬тельную деятельность помогают дидактические игры. Суть не в том, чтобы вносить в учение внешнюю занимательность, хотя и она нужна. Надо искать мотив радости в самом процесс е обучения. Но в чем именно? Ребенок рисует - продуктом его труда является рисунок - домик, лошадка. Лепит, результат действия - грибок, зайчик. Совсем иное дело - учебная деятельность. В ней ребенок под руководством учителя оперируется научными понятиями, усваивает ИХ. Однако, при этом никаких изменений в саму систему научных понятий он не носит. Результат учебной деятельности - это изменение самого ученика, его развитие.
    Учебная деятельность имеет и внешние результаты. Например, ученик решил задачу, написал диктант: результат - выполненная им работа. Но это и показатели изменений, происшедших с учеником: он научился решать задачи, правильно писать безударные гласные, имена людей. Какими же мотивами может и должна побуждаться такая деятельность? Это мотивы, тесно связанные с содержанием деятельности, Т.е. мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Если удается сформировать у детей мотивы, то наполняются новым содержанием и обретают новую силу общие мотивы деятельности, связанные с позицией школьника. Это не просто позиция ученика посещающего школу и аккуратно выполняющего задание учителя. Это позиция человека, совершенствующего самого себя. Это учебно-¬познавательные мотивы, направленные не просто на приобретение информации о широком круге явлений окружающей действительности, а на усвоение действий в конкретной области учебного предмета.
    Задача учителя научить ребенка самостоятельно выделять учебную задачу, видеть ее за отдельными, не похожими друг на друга заданиями. Уметь выделять учебную задачу - это значит ясно представить себе, каким способом, каким правилом необходимо овладеть, чтобы суметь выполнить какое то конкретное задание. Например: зачем надо знать правило о переместительном свойстве сложения и умножения? Зачем надо уметь находить сумму длин сторон прямоугольника или квадрата?
    Поддержать интерес ребенка к учебе помогут яркие наглядные пособия, включенные в процесс обучения и игры. Еще В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал: «...без игры, нет и не может быть полноценного умственного развития, игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Младший школьник, с желанием реализуя новую для него роль ученика, испытывает большую потребность в игре. На вопрос «Какое твое любимое занятие?» половина первоклассников называет игру, а на вопрос «Что бы ты хотел получить в подарок?» две трети ребят выразили желание получить игрушку, игру. Учить, играя - оспаривать эту заповедь не станет ни кто. Ведь при этом сразу повышается активность учеников, интерес к изучаемому материалу, облегчается его усвоение. Дети с удовольствием отвечают на вопросы Буратино, Мурзилки, помогают Незнайке.
    Дидактические игры и занимательные упражнения способствуют формированию такого важного качества ума, как его подвижность и гибкость. В умело построенной игре дети систематизируют и закрепляют свои знания, усваивают общие понятия. Дидактическая игра способствует развитию внимания, формирует волю детей. Важно соблюдать определенный темп, предоставлять детям большую самостоятельность. Должна быть четко поставлена цель игры. С помощью дидактических игр решают разные задачи. Есть игры, формирующие у учащихся навыки контроля и самоконтроля, например: математическое домино. В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходиться сравнивать множество, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ребенка в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда - стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно в коллективных, формируются и нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания. У них развивается чувство от¬ветственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.
    Игры строятся на материале различной трудности, что дает возможность осуществить дифференцированный подход, обеспечить участие в работе детей с разным уровнем знаний. Учащиеся при этом чувствуют себя свободно, уверенно и с интересом приступают к выполнению задания, которое может быть и одинаковым, но степень помощи в решении для каждого ученика оказывается различной.
    Применение различных приемов проведения устного счета, использование элементов игры, несложных наглядных пособий делают учебный процесс более интересным, дети чаще проявляют активность, находчивость, сообразительность и добиваются порой самых высоких для себя результатов.
    Одним из путей активизации деятельности учащихся считают установление связи изучаемого материала с окружающей детей действительностью. Работа над составлением и решением арифметических задач непосредственно отвечает этой цели. Многие задачи в учебниках математике содержат познавательные вопросы, требующие не только выполнения простейших арифметических действий, но и проявления элементарных исследовательских качеств.
    Постановка дополнительных вопросов познавательного характера к задачам не только помогает детям в решении, но и усиливает практическое содержание задач, способствует выработке умения применять полученные знания в жизни, на практике. Кроме того, такая работа повышает эффективность самого процесса обучения решению задач, обеспечивает напряжение мысли каждого ученика, а знания, добытые собственными усилиями, сознательнее усваиваются и прочнее запечатлеваются в памяти.
    Очень активизирует работу учащихся отгадывание загадок, которые расширяют кругозор детей, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание, память, мышление. Они могут быть использованы на уроке, во вне классной работе, во время отдыха, т.к. всегда интересны детям. Практика показывает, что применение загадок дает положительные результаты: они знакомят детей с окружающим миром, раскрывают богатство родного языка, развивают логическое мышление. Задачи, имеющие форму загадок, также вызывают большой интерес. Любая загадка - это логическое упражне¬ние, при выполнение которого ребенок учится выделять количественные и качественные стороны предмета.
    Приемы активизации познавательной деятельности очень разнообразны и имеют широкое применение в учебном процессе. Каждый учитель в своем арсенале имеет множество таких приемов, апробированных на практике, и поэтому используемых чаще в своей работе.
    Рассмотрим использование приемов активизации познавательной деятельности учащихся при работе над простой задачей. Решение любой текстовой задачи, как известно, состоит из нескольких этапов: восприятие и первичный анализ задачи; поиск и составление плана решения; выполнение решения и получение ответа на вопрос задачи, проверка решения и его корректировка (если последнее необходимо); формулировка окончательного ответа на вопрос задачи; дополнительная работа над решенной задачей.
    Рассмотрим приемы активизации познавательной деятельности учащихся, на разных этапах решения. Основная цель ученика на первом этапе - понять задачу. Ученик должен четко представить себе, о чем эта задача. Что в задаче известно? Что нужно найти? Как связаны между собой данные (числа, значения величин, величины)? Каким отношением связаны данные и неизвестные, данные и искомые? Можно выделить следующие приемы выполнения первого этапа решения текстовой задачи. Например: «на вешалке было 8 пальто. Дети взяли 6 пальто. Сколько пальто осталось?» Было, взяли, осталось - ключевые слова.
    Цель ученика на втором этапе - выделить величины, данные и искомые числа и на этой основе выбрать соответствующее арифметическое действие. На данном этапе я использую различные способы моделирования: Но предметное моделирование не обязательно предполагает выход детей к доске. Дети могут изображать сюжет задачи с помощью геометрических фигур у себя на парте, можно использовать фланелеграф. Детям может быть предложено, выбрать из нескольких моделей подходящую модель для данной задачи. Например:
    Схематическая модель- это краткая запись задачи. Для формирования умения записывать кратко простую задачу использую опоры- таблицы, выполненные по принципу перфокарт. для закрепления умения составлять краткую запись простой задачи использую следующие задания:
    Запишите кратко задачу: «В вазе лежало 9 груш. 3 груши съели. Сколько груш осталось?»
    Ученик задаче:« Сорока может прожить 27 лет, это в 3 раза больше, чем может прожить ласточка. Сколько лет может прожить ласточка?»- составил такую краткую запись:
    С.- 27 л.
    Л.-?, в3 раза б.
    Правильно ли он записал? Если есть ошибки, исправьте их. Учитель читает задачу: «В двух коробках 10 карандашей. В первой 4. Сколько карандашей во второй коробке?» Учащиеся должны среди предложенных схем выбрать ту, которая соответствует условию задачи:
    Было-
    Взяли-
    Осталось Укажите те задачи, которые могут быть решены с помощью умножения. Остановлюсь на третьем, самом важном, этапе - решению задачи. Решение может выполняться устно и письменно. письменно решение выполняется, как правило, в период ознакомления с задачами нового вида. Как основную форму записи решения задач использую действия с пояснениями. Кроме этого применяю запись выражением, запись вопроса и действия, соответствующего вопросу. на этом этапе с целью активизации познавательной деятельности учащихся использую графический способ решения задачи. Например: «На детское пальто пошло 2 м драпа. Сколько можно сшить пальто из 12 м драпа?» Условимся изображать 1 м драпа отрезком в 1 см. Тогда весь имеющийся материал можно изобразить в виде отрезка АВ. Опираясь на чертёж, легко дать ответ на вопрос задачи: «Можно сшить 6 пальто». для проверки решения задачи, т .е. на четвёртом этапе использую такие приёмы активизации учащихся: Применение этого способа состоит в том, что до решения задачи устанавливаются границы искомого числа. После решения задачи полученный результат сравнивается с этим числом, если он не соответствует установленным границам, значит, задача решена не правильно.
    Проверка решения задач дело сложное, но полезное. Она играет большую роль в развитии самоконтроля, формирует умение рассуждать, активизирует познавательную деятельность.
    Учителя часто недооценивают значение в обучении решению задач дополнительной работы над уже решенной задачей, которая является эффективным средством формирования творческой активности и мышления учащихся.
    Рассмотрим виды дополнительной работы с уже решенной задачей с точки зрения активизации познавательной деятельности учащихся:

    1. Изменение условия задачи.
    2. Например, после решения задачи: « Для рабочих построили 9 домов, по 4 квартиры в каждом доме. Сколько квартир построили для рабочих?» - я предлагаю изменить данные в условии задачи так, чтобы число в ответе стало в 2 раза больше. Учащиеся могут составить такие задачи:
      Цель этой работы: закрепить знания о зависимости между величинами, а также установить взаимосвязи между компонентами и результатами действий.
      Рассмотрим другой пример.
      Задача: «У Лены 5 тетрадей в клетку, а в линейку на 2 больше. Сколько тетрадей в линейку у Лены?
      После решения данной задачи учащиеся получают задания:

    3. Постановка нового вопроса к уже решенной задаче, постановка всех вопросов, ответы на которые можно найти по данному условию.

    4. Задача: « В мебельный магазин привезли 15 шкафов и 25 диванов. Сколько всего шкафов и диванов привезли в магазин?»
      После решения задачи учащимся я предлагаю изменить вопрос задачи так, чтобы она решалась действием вычитания. Или даю задание назвать все вопросы, ответы на которые можно найти по данному условию. В этом случае учащиеся называют такие вопросы: « На сколько больше привезли в магазин диванов, чем шкафов?», «На сколько меньше привезли в магазин шкафов, чем диванов?»

    5. Сравнение содержания данной задачи и ее решения с содержанием и решением другой задачи.
    6. Данный приём широко использую при формировании умения решать задачи нового вида. Учащиеся сравнивают содержание и решение задач нового вида с содержанием и решением задач ранее рассмотренных видов, но сходных в каком- то отношении с задачами нового вида. Такие упражнения предупреждают смешивание способов решения задач этих видов. Так, например, стараюсь проводить сравнение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц в прямой форме с задачами на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз в прямой форме; задач на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц, сформулированных в прямой и косвенной форме. С этой целью я включаю задачи парами, например: Сравнивая задачи и их решения, я учу детей высказывать свои предположения, свои мысли, развиваю их интуицию, прививаю интерес к решению задач.

    7. Анализ выполненного решения.

    8. Если задача при решении вызвала у учащихся трудность, то провожу её повторный анализ с обоснованием выполняемого действия.
      Задача: « В крестьянское хозяйство приобрели 9 новых тракторов, это на 3 меньше, чем сеялок. Сколько сеялок купили в крестьянское хозяйство?»
      - Что означает число 9 в записи решения задачи? ( Что означает I слагаемое?) - Что означает число 3? (Что означает 11 слагаемое?)
      - Каким действием решили задачу? ( Сложением)
      - Почему? (Сеялок больше на 3, чем тракторов)
      - Что означает число 12? (12 сеялок купили в крестьянское хозяйство) эту работу можно продолжить так:
      - Измените одно слово в задаче так, чтобы она решалась действием вычиатния. Измените в задаче какое- либо данное так, чтобы в ответе получилосы1.. 5.0боснование правильности решения.
      Например: На доске записано два решения задачи: «Миша нашел 12 белых грибов, и Нина нашла несколько белых грибов. Всего они нашли 20 белых грибов. Сколько белых грибов нашла Нина?», - одно из которых неверное:
      20+12=
      20-12 =
      Учащиеся получают задание найти ответы записанных решений, выбрать верное решение и объяснить свой выбор.
      Объяснения учащихся могут быть различными: На этом этапе очень важно внимательно отнестись к каждому из приведенных объяснений и обсудить их с классом. Это приучает учащихся уважительно относиться к мнению одноклассников, доброжелательно указывать на их недостатки.

    9. Составление задач по аналогии.
    Например, после решения задачи: «Расстояние от города до поселка 24 км. Сколько времени потребуется пешеходу, чтобы пройти это расстояние со скоростью 6 км/ч?» - я предлагаю учащимся составить похожую задачу с величинами: цена, количество, стоимость. В качестве варианта такой работы может выступать задание - составить задачу аналогичную данной, используя те же числовые данные (изменяется только сюжет) или, изменив одно (два) данных, а сюжет оставить.

  • Результативность опыта
  • Ha протяжении четырех лет я использовала эти и другие приемы активизации познавательной деятельности младших школьников, которые применяла на разных этапах обучения решению простых текстовых задач. Работая над обучением решению простых текстовых задач, увидела результаты влияния такой работы на детей. Если раньше при проверочных и контрольных работах было два - три ученика, не справившихся с задачей, то теперь в абсолютном большинстве случаев задачу решают все. Решение домашних задач также стало выполняться самостоятельно, с меньшими затратами времени. Дети с интересом брались за решение сложных логических задач и находили несколько способов их решения.
    Средний качественный показатель ЗУН учащихся стабильно выше 60%
    Таким образом, широко используя различные приемы активизации познавательной деятельности и применяя их в учебном процессе, я добиваюсь положительных результатов в обучении и воспитании младших школьников.
    Постепенно увеличивается объем работы на уроке как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей, усиливается стремление к творческой активности. Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат в классе: ребята не бояться ошибок, помогают друг другу.
    К четвертому классу формируется дружный деятельный коллектив, который динамично развивается в старших классах.

  • Библиографический список.
    1. Басангова Р. Б. Познавательная деятельность ученик в ходе решения задач/ / Н.ш.N3 ,2002.
    2. Виноградова Н. Ф. Начальная школа XXI века.// М. Вентана - Граф 2003.
    3. Горенков Е. М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе Н. В. Занкова//Н. Ш.N4, 2003
    4. Зак А. З. Задачи для развития логического мышления/ / Н. ш.N6, 1989 .
    5. Кульбякина Л. Я. Работа над простой задачей на этапе поиска ее решения/ /Н.ш.N 10, 2002.
    6. Матвеева Н. А. Использование. схематического чертежа в моделировании простых текстовых задач/ /Н. ш.N10, 2002.
    7. Развивающее обучение: история, теория, практика// М. Начальная школа, 1998.
    8. Рудакова Е. А. Сочинения и загадки на уроках математики в начальной Школе/ / Н.Ш.N11 2002.

    [Назад]  

    Хостинг от uCoz