Тестирование как одна из форм текущего контроля

( из опыта работы учителя математики Морозовой О.В.)

  1. Информация об опыте

В условиях современной школы большое внимание уделяется диагностике знаний и умений, контролю достижения уровня обязательных результатов обучения. Процесс усвоения знаний индивидуален, поэтому необходимы формы контроля, позволяющие предусмотреть проверку :
Как известно, процесс обучения проходит несколько этапов: сообщение новых фактов (чаще всего теоретические сведения); усвоение этого материала учениками (знание); применение этих сведений для доказательства других теоретических утверждений и решения задач (умения); коррекция усвоенных знаний; дальнейшая работа по формированию основных приемов доказательства и решению задач (навыки); контроль уровня усвоения. На каждом этапе учителю требуется знать, как идет процесс обучения, какие трудности или недочеты имеются у конкретного ученика. Результаты диагностики уровня знаний учащихся на каждом этапе обучения позволяют учителю оптимально выбирать формы и методы обучения, а также формы коррекции ошибок и пробелов в усвоении учебного материала.
Поиск оптимальных способов диагностики уровня обученности математике является частью общей проблемы оценки качества обучения. Для оперативного контроля знаний и умений по математике учеников школы традиционно используются дидактические материалы – специально подобранные и систематизированные упражнения. Однако традиционные формы контроля – устный опрос и письменные работы (самостоятельные и контрольные) учащихся – требуют значительных временных затрат на составление работы, а также на ее проверку и систематизацию ошибок. К недостаткам проведения устного контроля (опроса) следует отнести значительные затраты урочного времени. Кроме того, текущего контроля в его традиционных формах недостаточно, поскольку он не может выполнять функцию оперативного контроля. Поэтому в последние годы в России появилась еще одна форма такого контроля – тесты. На западе, особенно в США, они использую¬ся давно ( и, что любопытно: мы движемся к тестовой проверке знаний, а там - в противоположном направлении).
Среди известных методов педагогической диагностики: наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование и т.д. – наиболее ценным для обучения математике является именно метод тестирования. Этот метод позволяет измерять и интерпретировать результаты обучения с большой долей объективности (равенство условий проведения работы и оценки результатов для всех учащихся), валидности (т.е. пригодности теста для измерения того, что он по замыслу составителя должен измерять) и надежности (устойчивости результатов постоянства показателей при повторном тестировании).

  • Технология опыта
  • Что же такое тест? Психологи, технологи, инженеры, медики, педагоги используют термин «тестирование», понимая под ним испытание для выявления свойств объекта, применяемое в сочетании с определенной методикой измерения и оценкой результатов.
    Тесты имеют давнюю историю. Тестовая методика начала развиваться в конце ХIХ столетия в нескольких сферах жизни и деятельности человека. Впервые тест как метод измерения и сам термин «test» (задание) были введены в 90 – е годы ХIХ в. английским психологом Д.Кэттелом. В начале ХХ века специалисты – тестологи начинают разграничивать два направления в тестовой работе: тесты психологические и тесты педагогические. Психологические тесты предназначены для измерения психо¬физиологических и личностных характеристик человека. К педагогическим тестам относятся тесты, которые измеряют готовность ребенка к школе, успешность его обучения по тем или иным школьным дисциплинам, пригодность к профессиональному обучению. Известный американский психолог Р.Торндайк (1874 – 1949), признанный основоположником педагогических тестов, выделил три периода в развитии тестов по психологии и педагогике ХХ в.: 1) 1900 – 1915 – е г.г. – период исканий; 2) 1915 – 1930 г.г. – годы бума в развитии тестов, их широкое распространение и применение, особенно в США, 3) с 1931г. за рубежом тестирование продолжает развиваться и становится основной формой проверки знаний учащихся в школах, колледжах, коммерческих училищах.
    У нас исследования по изучению и составлению тестов в области психологии и педагогики начинают проводить с 20 – х годов ХХ столетия (М.С. Бернштейн, П.П. Блонский и др.).
    Тесты нашли применение в профконсультационной работе, в исследованиях работоспособности человека и отчасти при оценке школьной успеваемости. 9 апреля 1927 года в СССР состоялась первая Всесоюзная конференция педологов, на которой руководитель центральной педологической лаборатории Е.В.Гурьянов высказал следующие положения:
    Все перечисленные положения не потеряли актуальности и сейчас, так как подтвердили правильность выбора тестов в качестве метода измерения базовой математической подготовки учащихся.
    Анализ психолого – педагогической и методической литературы по вопросам тестирования показывает, что вековой интерес к этой проблеме со стороны зарубежных и отечественных ученых не случаен. Актуальность введения тестирования сегодня в школьную практику вызвано тем, что оно при стандартизации образования может служить одним из составляющих методики усвоения базовой программы.
    Тесты как система оценки школьной успеваемости, имеют целый ряд положительных характеристик, позволяющих: 2) проверить качество усвоения учащимися теоретического и практического материала; 3) оживить процесс обучения, вводя не только новую для учащихся форму контроля, но и различные виды тестов; 4) сэкономить учебное время, затраченное на опрос, и личное время учителя, идущее на проверку результатов выполненной работы; использовать тесты для компьютеризации; 6) обеспечить оперативность проверки выполненной работы.
    Основные признаки отличия тестов школьной успеваемости, например, от контрольной работы, состоят в том, что с их помощью можно: а) проверить большой объем изученного материала малыми порциями; б) быстро диагностировать овладение учебным материалом как каждого ученика, так и класса в целом.
    Однако метод тестирования обладает рядом недостатков: большая вероятность выбора ответа наугад, проверка лишь конечных результатов действий, затруднение со стороны учителя, а чаще невозможность проследить логику рассуждений учащихся; категоричность оценки выполнения задания – задание выполнено правильно и полностью и задание не выполнено. Главное достоинство тестовой проверки в скорости, а традиционной проверки посредством дидактических материалов – в ее основательности. Можно ли соединить эти два достоинс¬ва? Полагаю, что да, если правильно и умело сочетать эти виды контроля ЗУН учащихся.
    Существует несколько классификаций тестов. Такие тесты я начинаю вводить уже в 5 классе. Это мини – тесты, которые использую при подведении итога урока. Так, например, при подведении итога урока по теме: «Меньше или больше» предлагаю ребятам такой тест:
    1. Из двух натуральных чисел то меньше, которое при счете называется:
    2. Сравните числа 2 222 222 и 11 111 111
    3. . Исторические события произошли: В хронологическом порядке события происходили:
    4. Меньшей называется координата, которая находится
    5. А(283) и В(183) Точка А лежит :
    Изучая тему: «Вычитание» при подведении итога предлагаю такой мини – тест:
    1. В выражении 53 – 17 = 36 число 36 является
    2. Разность чисел 71 и 48 равна:
    3. . Разность двух чисел равна 31, уменьшаемое – 60, вычитаемое равно:
    4. Разность двух чисел равна 13. Если вычитаемое – 19, то уменьшаемое равно:
    После того, как ребята освоят эту форму контроля, предлагаю тесты по-серьезнее. Например, при изучении темы «Натуральные числа. Отрезок. Луч. Прямая.» в 5 классе даю учащимся такой тест: Балл
    1. Запишите цифрами число шесть миллионов пять тысяч тридцать пять
      Ответы:
    2. Сравните числа 900 005 и 899 998 Ответы:
    3. Вырази в килограммах 4 ц 8кг
      Ответы:
    4. Укажите числа, записанные в порядке возрастания. Ответы:
    5. Произведение двух множителей в 11 раз больше одного из них. Чему равен другой множитель?
      Ответы:
    Для записи результатов работы с такого рода тестами предлагаю учащимся заполнить карточки: За выполнение теста ставится оценка Используя интервальную шкалу, можно объективно оценить работу ученика. Задания со звездочкой предлагаются в случае досрочного выполнения учеником основной части теста и для заполнения его урочного времени. Они оцениваются дополнительно, т.к. их решение, хотя и основано на базе программы, требует смекалки, выполнения более трех логических шагов. Если учащийся правильно выполнил задание со звездочкой, то он набирает дополнительно от 3 до 5 баллов и к отметке за выполнение основной части теса получает дополнительную «пятерку», т. е. Набирает наивысшее количество баллов - 22 – 23. Эти задания рассчитаны на учащихся, интересующихся математикой, и помогают учителю выявить тех школьников, которые склонны к углубленному изучению математики. В таких тестах предполагается заполнение пропусков в истинных утверждениях или в правильных формулировках математических определений, правил, теорем, формул. Такие тесты относятся к тестам со свободным выбором ответа и направлены на проверку прочности овладения обязательным материалом и понимания смысла изученного на уровне воспризведения. Приведу фрагмент урока с использованием такого рода теста. В 8 классе при изучении темы «Квадратные уравнения» провожу исследовательский урок «Решение квадратных уравнений по формуле». Цель урока – закрепить основную формулу корней квадратного уравнения, найти более простые способы решения уравнений, исследуя зависимость корней квадратного уравнения от его коэффициентов. Проверку домашнего задания по теории квадратных уравнений провожу в форме тестирования. В инструкции учащимся содержится указание на необходимость заполнить пропуски или дополнить ответ. Тест по теории квадратных уравнений. В конце урока, подводя итог, предлагаю ребятам тестовое задание на установление правильной последовательности алгоритма решения уравнений. На листах с магнитным креплением записываю отдельные шаги алгоритма и прошу учащихся выбрать правильную последовательность, дополнив мое предложение: Понимание изученного на продуктивном уровне, т.е. готовности учащихся рассуждать, делать выводы, подводить конкретный факт под общее положение, обосновывать правильность действий на основе общих правил проверяю тестами на установление истинности или ложности утверждений. Такие тесты относятся к серии альтернативных тестов; в них предлагается лишь два ответа для выбора: верно – неверно. Эта форма тестирования может быть как письменной, так и устной. Приведу пример использования такого теста. При изучении темы ,,Длина окружности и площадь круга,, по геометрии в 9 классе можно предложить учащимся установить, истинны или ложны следующие утверждения:
    1. Любой треугольник является правильным, если все его стороны равны между собой.
    2. В любой правильный многоугольник можно вписать окружность, и при том только одну.
    3. Если все вершины многоугольника лежат на окружности, то многоугольник называется вписанным.
    4. Многоугольник называется описанным, если все его стороны являются касательными к одной и той же окружности.
    5. Многоугольник является правильным, если все его стороны равны между собой.
    6. Каждая сторона правильного многоугольника, описанного около окружности, делится точкой касания пополам.
    7. В любом вписанном четырехугольнике суммы противоположных углов равны 180 градусов.
    8. Если суммы длин противоположных сторон выпуклого четырехугольника равны, то в него можно вписать окружность.
    9. Сторона правильного четырехугольника, вписанного в окружность, выражается по формуле a = Rv2
    10. Длина окружности равна произведению длины ее диаметра на ?.
    11. Площадь круга можно вычислить по формуле S = ?D2/4, где D – диаметр круга.
    12. Площадь круга радиуса 5 см равна 10? см2.
    13. Центром окружности, описанной около правильного треугольника, является точка пересечения медиан треугольника.
    14. Периметр правильного треугольника, вписанного в окружность радиуса 4 см, равен 12v3 см.
    15. *Если в окружность радиусом 6 см вписать правильный треугольник, то периметр его равен 18vсм.
    Для ответа на такой тест предлагаю учащимся заполнить карту вида: Ими можно пользоваться и при организации итогового повторения. Так при изучении курса геометрии в основной школе я пользуюсь системой тематических тестов серии «Учебно – методический комплект» Т.М. Мищенко. – М.: Экзамен, 2005. Эти тематические тесты предназначены для проверки знаний учащихся по всему курсу геометрии, охватывают наиболее важные темы школьной программы и ориентированы на учебник Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия, 7 – 9 классы», рекомендованный Министерством образования и науки РФ и включенный в Федеральный перечень учебников. Каждый тест дается в двух вариантах, содержит задания как с выбором ответа, так и с открытым ответом. Структура пособия соответствует структуре учебника, что очень удобно в практической деятельности. Содержание заданий полностью отвечает требованиям, предъявляемым к уровню математической подготовки учащихся. Задания каждого из тематических тестов направлены на проверку основных умений, формируемых при изучении данной темы, а именно, распознавать и изображать на чертежах изучаемые фигуры, выделять из данной конфигурации заданные в условии задачи элементы; применять определения и теоремы о свойствах изучаемых фигур. При этом опосредованно проверяются следующие умения: понимать условие задачи; владеть соответствующей терминологией и символикой; читать чертежи, соответствующие условию задачи, сопоставлять текст задачи с данным чертежом, выделять на чертеже необходимую при решении задачи конфигурацию. На первых уроках геометрии в каждом классе провожу входной контроль (тест). Этот тест позволяет провести оперативную проверку геометрических знаний учащихся на уровне обязательных результатов обучения и получить прогнозируемую оценку успешности обучения в основной школе как всего класса, так и каждого ученика. Это позволит, в свою очередь, оценить готовность класса к изучению курса планиметрии, организовать дифференцированное обучение. Кроме того, анализ входного теста позволяет выявить возможные пробелы в знаниях как отдельного ученика, так и класса в целом, и тем самым в процессе изучения первой темы скорректировать знания учащихся. Каждый тест рассчитан на 25 минут. Выполнение теста оценивается одной из оценок «зачет» или «незачет». Оценка «зачет» ставится за выполнение не менее 6 из 9 заданий, т.е. 65% задания. Задание теста считается выполненным верно, если: Для подведения итогов тестирования по классу в целом удобно заполнить схему анализа. Каждому ученику присваевается номер, который записывается на титульном листе его работы. Результаты выполнения теста учеником заносятся в столбик, соответствующий его номеру. При заполнении таблицы удобно использовать следующие обозначения: « +» - задание выполнено верно; : « - » - задание выполнено неверно; «0» - ответ к заданию отсутствует. Схема анализа теста Приведу пример теста, используемого на входном контроле при изучении геометрии в 8 классе.

  • Результативность опыта
  • Результативность в процессе обучения во многом зависит от тщательно отработанной методики контроля знаний. От того, как организован текущий контроль, обеспечивающий обратную связь «учитель – ученик – учитель»,зависит результат учебной деятельности учащихся, воспитание у них правильной самооценки и чувства ответственности. В настоящее время известно много видов текущего контроля, которые побуждают к творческой деятельности На протяжении трех лет я наряду с традиционными формами использую тестовый контроль и могу сказать, что он позволяет активизировать учебный процесс. Тестовые задания вызывают интерес у абсолютного большинства детей, следовательно оказывают стимулирующее действие. Этот метод контроля результатов обучения требует от детей различного поворота мысли, быстрого переключения с одной задачи на другую, обдумывания, самостоятельности, а это значительно повышает умственную деятельность и активизирует познавательный интерес, вырабатывает внимательность, заставляет систематически готовиться к учебным занятиям. Как следствие улучшается качество ЗУН учащихся.
    Кроме того, адаптация школьников к процедуре тестирования – необходимое условие успешной сдачи ими единого государственного экзамена в 11 кл., малого ЕГЭ в 9 классе и других экзаменов в тесовой форме.
    Таким образом, используя различные приемы тестового контроля в сочетании с традиционными формами текущего контроля, я добиваюсь положительных результатов в обучении и воспитании школьников. Постепенно увеличивается объем работы на уроке как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей, усиливается стремление к творческой активности. Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат в классе: учащиеся не боятся ошибок, анализируют их и стремятся исправить, что побуждает их к активной деятельности и самоконтролю.

  • Библиографический список.
    1. Г. Клековкин. Тесты. Тесты? Тесты! (Приложение к га¬зе¬те «Первое сентября. Математика» №3, 1999.)
    2. Блох А.Я. Тестовая система оценки знаний по математике в школах США. «Математика в школе» № 2, 1990.
    3. Скобелев Г.Н. Контроль на уроках математики. Минск, 1986
    4. Шульман А.Я. Вопрсы методики разработки тестов. М., 1991.
    5. ХаламайзерА.Я. Тест для первокурсников Брауншвейгского университета (Германия). М., «Математика в школе» № 5, 1990.
    6. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М., 1991.
    7. Анастази А. Педагогическое тестирование. Кн. 1 – я. Перевод с англ. М., 1982.
    8. Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Шарыгин и др. Математика –6.Дидактические материалы. М., Дрофа, 1996.
    9. Седова В.В. Проверочные работы с элементами тестирования по геометрии. 9 – й класс. Саратов. Издательство «Лицей», 1998.
    10. Мищенко Т.М. Тематические тесты по геометрии. М., изд – во «Экзамен», 2005.
    11. Санина Е.И., Кирюхина Н.Л. Тестовый контроль по теме «Векторы». «Математика в школе», №5, 1995.
    12. Федоров Е.Б. Тест – тренинг. «Математика в школе» № 3, 1993.
    13. Новиков А.И. Математическое образование и система тестирования. «Математика в школе» №4, 2002.
    14. Лыгин С.А. и др. Использование тестов в процессе изучения естествознания при подготовке учителя начальных классов. «Начальная школа» № 12, 2001.
    15. Савинцева Н.В. Тесты по математике. 5 класс. М., «Первое сентября»,2002.
    16. Давыденко Т.М., Тонков Е.В. Проектирование учебного занятия - основа успешности обучения. БГУ, БРИПКПС, Белгород, 2003.

    [Назад]  

    Хостинг от uCoz